Производство промышленного оборудования, отопления и вентиляции, слесарно-зажимного инструмента
Директор по продажам: +7 (341-41) 5-10-66 Отдел продаж: +7 (341-41) 3-80-72 Начальник клиентского отдела продаж: +7 (341-41) 5-78-80
  • Главная
  • Новости
  • Бережливое производство на заводе Металлист: как сократить потери и найти резервы для расширения мощностей.
Бережливое производство на заводе Металлист: как сократить потери и найти резервы для расширения мощностей.
08.07.2024

АО «Глазовский завод Металлист» не первый год занимается внедрением бережливого производства, ведь ситуация на рынке такова, что за покупателя нужно бороться. Для снижения цены нужно стремиться снижать и затраты на производство, искать внутренние резервы. А увеличение выпуска требует устранения потерь и повышения производительности труда. Если раньше бережливое производство в АО «Глазовский завод Металлист» внедрялось в виде точечных проектов с применением отдельных инструментов, то сегодня оно превратилось в одно из полноценных направлений деятельности.

Справка о компании:

История завода «Металлист» начинается в 1899 году, когда было основано ремесленное отделение при Глазовском городском трехклассном училище, где обучали слесарному, кузнечному ремеслу. В последующие годы путем нескольких реорганизаций появился завод металлоизделий. Долгое время визитной карточкой завода были слесарные тиски. Начиная с 1966 года номенклатура продукции начала расширяться. 

Сегодня АО «Глазовский завод Металлист» входит в число успешных производственных предприятий России. Производит вентиляционное и отопительное оборудование, слесарно-зажимной инструмент, вентиляторы общепромышленного назначения, вентиляторы дымоудаления, дымососы, калориферы, теплообменники, отопительные агрегаты, замки висячие и накладные.

Когда мы узнали, какие привилегии могут получить участники национального проекта «Производительность труда», то в 2019 году без колебаний заключили соглашение с Правительством Удмуртской Республики. А в 2020 году в АО «Глазовский завод Металлист» был запущен пилотный проект «Оптимизация единичного производства вентиляторов в потоке точно в срок» (на примере дымососа). В настоящее время у нас уже завершено более 10 успешных проектов, на примере которых мы увидели, что данный подход к построению производственной системы действительно работает и приносит эффект. 

Перекраивать сложившуюся систему было непросто. Все участники пилотного и последующих проектов не освобождены от своей основной работы, а ведение проектов, особенно на начальных этапах, занимает колоссальное количество времени. Но все понимали, что для достижения максимального эффекта, необходимо постараться и приложить максимум усилий.

С помощью экспертов Федерального центра компетенций (ФЦК) мы начали применять определенную методику ведения проектов, которой пользуемся и сейчас. Данный подход позволяет очень последовательно,шаг за шагом продвигаться к решению выявленных проблем. За полгода течения пилотного проекта было освоено множество инструментов бережливого производства: методики решения проблем (диаграммы Исикавы, 5 «Почему», 8Д, мозговой штурм и пр.), диаграмма «Спагетти», картирование потока создания ценности, система 5С, стандартизированная работа, декомпозиция целей и др. Почти все из них осваивались на практике в процессе реализации пилотного проекта. 

Каждый инструмент хорош по-своему и позволяет взглянуть на выстроенную, устоявшуюся систему с новой точки зрения. У нас успешно применяется диаграмма «спагетти» – очень действенный способ увидеть лишние перемещения деталей/продукции и передвижения работников. Часто устраиваем мозговые штурмы –каждый может предложить свой вариант решения задачи. Также используем матрицу приоритетов – когда в первую очередь устраняются проблемы, решение которых не требует существенных трудовых и финансовых ресурсов, но приноситзаметный положительный эффект. 

Итак, в качестве пилотногобыл выбран самый сложный участок –вентиляторный. Нам было важно на его примере увидеть, как с помощью инструментов бережливого производства можно распутать «клубок» проблем, которые там накопились. Вентиляторы являются одним из основных продуктов завода Металлист и занимают более 40% от общего объема производства. Следует отметить, что производство завода построено на базе нескольких обособленно стоящих корпусов, поэтому проблема перевозки деталей и перемещения работников – одна из самых острых. Конечно, мы и раньше старались оптимизировать производственные процессы, но данная работа носила периодический характер и не была систематизирована.Теперь же подход изменился, стал более комплексным. 

Команда подбиралась очень тщательно. Проект был действительно масштабный, поэтому в рабочую группу вошли представители практически всех подразделений. Руководителем стал директор по производству Сергей Витальевич Главатских. Также в команду вошли начальник технической службы, директор по снабжению, директор по продажам, старшие мастера, инженер по нормированию труда, начальник отдела по управлению персоналом, старший диспетчер и начальник ПЭО. Все участники вливались в проект с учетом роли своего подразделения в производственном процессе, чтобы каждый мог представить свое видение и внести свой вклад.

Прежде всего была построена диаграмма «спагетти» для процесса производства вентилятора-образца по принципу: с момента получения ТМЦ со склада материалов и до сдачи готовой продукции. На основе этой диаграммы было проведено картирование потока с выявлением «узких» мест и, соответственно, потерь. Далее была составлена целевая карта потока – как, на наш взгляд, должен выглядеть процесс с максимально возможным устранением потерь. Все понимали, что полностью потери устранить невозможно, но минимизировать их – это и есть основная цель.

Кроме того, был составлен перечень из более чем 400 проблем. В процессе приоритизации, проведенной экспертным методом, отобрали около 200 основных проблем и пришли к выводу, что ими необходимо заняться в первую очередь, так как это позволит с минимальными затратами получить существенные результаты. Решение остальных проблем требовало больших финансовых и трудовых ресурсов, либо не принесло бы ощутимого эффекта.

Как и следовало ожидать, основные проблемы заключались в излишних перемещениях деталей/материалов. Между некоторыми операциями детали пролеживали, а в процессе движения по потоку мелкие детали иногда терялись. 

Так после проведения анализа текущей ситуации были поставлены три основные задачи:

  1. Сократить время протекания процесса производства вентилятора-образца.
  2. Снизить запасы незавершенного производства в потоке.
  3. Увеличить выработку продукции на одного рабочего. 

Ожидалось, что достижение этих целей даст огромный толчок к увеличению выпуска вентиляторов, так как на тот момент производственные мощности были загружены полностью – необходимо было искать резервы для их расширения. 

Для решения всех выявленных проблем был разработан план мероприятий с назначением ответственных лиц и сроков. Одним из самых проблемных был участок лазерной резки листового проката. На его примере можно рассмотреть внедрение инструментов бережливого производства в ходе пилотного проекта. Основные проблемы участка и предложенные решения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Участок лазерной резки листового проката: проблемы и их решения

Проблема Решение

Потери времени на перекладывание листов перед подачей их на раскройный стол лазера. Излишние запасы металла занимают много места. Осложнен учет остатков металла для подачи металла со склада. Вновь поданный металл складывается в кучу сверху.

Изготовлен стеллаж для вертикального хранения листового материала, листы разложены по размерам. При формировании заявки на подачу новых листов легко посчитать и заказать нужное количество. Новые листы привозятся пачками и складываются в стеллаж.

После резки металла на лазерных комплексах остаются деловые отходы. Со временем данные отходы копятся, и становится очень тяжело найти нужный металл в куче отходов.

Изготовлен выкатной стеллаж для вертикального хранения рабочих отходов.

 

Кроме того, в ходе пилотного проекта мы изменили подход к планированию производства: теперь мы отталкиваемся от даты отгрузки продукции, а не от загрузки производственных мощностей. К этому мы пришли, благодаря визиту главного инженера компании «ТенексДжапан Ко» в г. Москве ТадзукеНаото. 

Все работники вентиляторного участка прошли тренинг по системе 5С и начали реорганизацию своих рабочих мест.

Также изменился формат проведения производственных совещаний – ежедневно мастер каждого участка отчитывается о ходе работы на инфостенде и в устном сопровождении. Теперь случаи отставания по выполнению заказов обсуждаются сразу и оперативно проводятся корректировочные мероприятия для устранения данной проблемы.

В ходе пилотного проекта командой была проделана огромная работа. Мы в полной мере достигли всех поставленных целей.Практически в каждом корпусе, где проводятся те или иные операции производства вентиляторов, произошли изменения. Процесс стал более упорядоченным, потери минимизированы. Почти на треть сократилось количество невыпущенных в срок заказов.

Самое главное, мы все поняли, что работать необходимо в команде, смотреть в одном направлении. Только тогда задачи будут выполнены, а общая цель – достигнута. Мы научились смотреть на процесс производства с бережливой точки зрения. При необходимости каждый может подать предложение по улучшению, которое будет рассмотрено комиссией и внедрено в работу. Конечно, каждый получает свою выгоду: завод – экономический эффект, а инициатор – вознаграждение.

Хотелось бы выделить, что пилотный проект плавно перешел в следующий проект «Оптимизация вентиляторного производства», в котором в качестве образца мы уже рассматривали шахтные вентиляторы.  Это было особенно своевременно, так как рынок этого вида вентиляторов с каждым годом возрастает, и конкуренция, соответственно, тоже. В 2021 году для нас это был относительно новый вид продукции, поэтому резервы для снижения потерь были огромные. В данном проекте мы не только «от и до» проанализировали производственный процесс шахтных вентиляторов, но и пересмотрели технологию их изготовления. Параллельно дорабатывали проблемы, выявленные в ходе пилотного проекта. 

Эти два проекта можно рассматривать в совокупности –они тесно взаимосвязаны. 

Благодаря внедренным в производство мероприятиям и предложениям по улучшению время протекания процесса изготовления шахтных вентиляторов типа ВМЭ сократилось на 21%. Также на 38% увеличилась выработка продукции на одного рабочего

На сегодняшний день у нас открыто два новых проекта – это «Оптимизация работы отдела закупок» и «Сдача вентиляторов с первого предъявления». Также внедряется система 5С на участке тисков и станков с ЧПУ.

В подразделении, в котором накапливается много проблем, требующих комплексного подхода для их решения, – открывается очередной проект, утверждается команда, разрабатываются мероприятия для оптимизации работы.Также планируем внедрить 5С на всем заводе, на сегодняшний день обучены практически всеработники.

Видя, какой путь уже пройден, и понимая, какие результаты получены, останавливаться на достигнутом мы не намерены. Поэтому будем следовать основному принципу бережливого производства – непрерывное совершенствование.

Внедрение концепции бережливого производства на любом предприятии очень важно и нужно в нынешних условиях возрастающей конкуренции. Снижение уровня потерь и, соответственно, себестоимости продукции – важнейшая составляющая при решении основных задач построения системы производства, оказания услуг и т.д. Поэтому главное – начать. Бережливое производство – это непрерывный процесс, и, начав, следует и далее поддерживать, продвигать, развивать данное направление. Потому что разово внедрить его не получится, любая организация – это «живой организм», который постоянно претерпевает изменения и преобразования. Поэтому и бережливое производство следует подстраивать под изменяющиеся в компании условия. Начинающим внедрение в первую очередь будет сложно повернуть сложившийся у работников уклад рабочей жизни в другое русло. Необходимо «привить» понимание, что бережливое мировоззрение – это теперь неотъемлемая часть их ежедневных трудовых обязанностей. Конечно, это дополнительная работа, дополнительное время, которое необходимо для достижения результатов в данной деятельности. А каждый труд должен быть поощрен.

Важно донести до сотрудников, что полученная экономия – это не только плюс к прибыли завода, но и потенциальное увеличение их заработной платы. Чем больше выгода компании, тем реальнее и выше выгода работников.

назад